Содержание

Каталог радиолюбительских схем

Я радиолюбитель

МНОГОИСКРОВАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Эта система электронного зажигания (см. схему) построена в основном на базе схемы, опубликованной в “Радио” № 12 за 1966 год.

Отличительная особенность многоискровой системы электронного зажигания заключается в том, что схема транзисторного блока на время пуска двигателя переводится в режим прерывистой генерации, в результате чего в цилиндр двигателя подается “сноп” искр. Ее преимущества — продолжительность искрового разряда, способствующего испарению частично сконденсировавшегося в цилиндре топлива, нагреву его и воспламенению при пуске холодного двигателя.

После пуска и частичного прогрева двигателя блок электронного зажигания переводится в одноискровой режим. Управление блоком осуществляется, дистанционно из кабины водителя.

Режим непрерывной генерации осуществляется посредством блокинг-генератора, который в данном случае выполняет роль электронного прерывателя и включен параллельно механическому.

Блокинг-генератор собран на транзисторе Т4. Напряжение положительной обратной связи подается на базу транзистора с отдельной вторичной обмотки V трансформатора Тр, В то время, когда контакты выключателя Вк замкнуть, а контакты механического прерывателя разомкнуты, блокинг-генератор возбуждается и с частотой порядка 300 гц замыкает первичную обмотку I трансформатора с минусом батареи аккумуляторов. Схема транзисторного блока превращается в автогенератор и вырабатывает высокое напряжение. Когда же контакты прерывателя замкнуты, блокинг-генератор оказывается закороченным, и генерация срывается.

С увеличением числа оборотов двигателя кулачок прерывателя вращается быстрее, моменты времени разомкнутого состояния контактов прерывателя уменьшаются, периоды работы блокинг-генератора сокращаются и в камеры сгорания двигателя поступает меньше искр.

Для полного использования преимуществ электронной системы зажигания в схему транзисторного блока введено реле Р, которое во время пуска двигателя закорачивает своими контактами дополнительный резистор-вариатор Rвар катушки зажигания и резистор R4 в цепи баз транзисторов T1—T3, что повышает гарантию легкого; пуска двигателя стартером.

Транзистор T4, работающий в блокинг-генераторе, тира П4, П201,

П202 или им подобный с любым буквенным индексом. Он крепится к коробке транзисторного блока без дополнительного радиатора,

Реле — малогабаритное любого типа, с двумя парами нормально разомкнутых контактов. Оно должно надежно срабатывать от напряжения 6 В и потреблять возможно меньший ток.

Резисторы R1, R2, R3 и R4 наматывают нихромовым проводом на корпусах резисторов типа ВС-1. Намотка резистора R4 ведется двумя проводами сопротивлением по 12 ом каждый, Трансформатор наматывается на Ш-образном сердечника с сечением среднего стержня

1,5—2 см2. Обмотка I содержит 50 витков провода ПЭЛ 0,72; обмотки

II, III и IV — по 50 витков провода. ПЭЛ 0,09 — 0,1, сложенного втрое;

обмотка V — 150 витков провода ПЭЛ 0,2.

При первом пуске двигателя с многоискровой системой может появиться эффект слишком раннего зажигания (двигатель отдает заводную ручку или стартер назад). В этом случае нужно уменьшить зазор в контактах прерывателя до 0,2—0,3 мм.

При медленном проворачивании коленчатого вала двигателя заводной ручкой, в момент разомкнутых контактов прерывателя в катушке зажигания прослушивается звук с частотой блокинг-генератора. Частота блокинг-генератора определяется в основном индуктивностью обмотки V трансформатора и в некоторой степени качеством транзистора Т4. Если коэффициент усиления В транзистора слишком мал, частота генерации будет выше 300 гц, а напряжение на распределителе ниже 10 кв. Это происходит потому, что с увеличением .частоты сокращается время открытого состояния (насыщения) транзистора Т4 которое оказывается меньше времени, необходимого для нарастания первичного тока транзисторного ключа T1,T2,T3.

Частоту генерации можно определить на слух по “жужжанию” в катушке зажигания. Если частоту генератора потребуется уменьшить, надо параллельно обмотке V трансформатора Тр включить конденсатор емкостью 0,1—0,5 миф.

В. АНДРЕЕВ, В.ЭРТНЕР, Л.МЕЛЬНИКОВ

РАДИО №12, 1967, с.54.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Содержание

© Каталог радиолюбительских схем

Все права защищены. Радиолюбительская страница.
Перепечатка разрешается только с указанием ссылки на данный сайт.
Пишите нам. E-mail: irls@yandex.ru или irlks@mail.ru.
Я радиолюбитель
Hosted by uCoz