Трансформатор -однофазное / трехфазное
Этот трансформатор предназначен для преобразования однофазного переменного напряжения в трехфазное. Сделан он на базе трехфазного двигателя, работающего на холостом ходу.
Работу устройства можно понять, если вспомнить одну типичную неисправность оборудования, приводимого в движение трехфазным двигателем, работающим от однофазной сети (если вам приходилось заниматься ремонтом злектростанков, вы с ней знакомы) Неисправность состоит в том, что двигатель никак не хочет запускаться, и чтобы его запустить, нужно его вал хорошенько раскрутить. После этого двигатель работает самостоятельно. Обычно такую неисправность устраняют заменой фазосдвигающего конденсатора.
Почему же двигатель после раскрутки работает, хотя одна из его обмоток вообще отключена ? Дело в том, что ротор двигателя корот-козамкнутый, и когда он вращается он передает поступившую на него энергию от однофазной сети на все свои обмотки, практически, питая сам себя. В результате индукции от воздействия вращающегося ротора в обмотках двигателя возникает трехфазная ЭДС. И это трехфазное напряжение можно использовать для питания другого оборудования. Например, электродвигателя деревообрабатывающего или токарного станка.
Недостаток такой схемы в том, что напряжения между фазами получаются неодинаковыми. Вернее, два из них почти одинаковы, а одно значительно больше. В принципе, таким напряжением можно питать большинство оборудования, но если важно чтобы напряжения были одинаковы, можно в цепь повышенного напряжения подключить обычный автотрансформатор типа «ЛАТР» и выбрать такое положение его переключателя отводов, при котором фазные напряжения прмерно уровняются.
На рисунке показана схема трансформатора с ЛАТРом для уравнивания фазовых напряжения.
В данном случае ЛАТР подключен между точками, условно обозначенными «1» и «2», - здесь напряжение между именно этими точками оказалось повышенным В вашем случаем может быть по-другому, например, между точками «2» и «3». Определить повышенное напряжение можно при помощи мультиметра, переключенного на измерение переменного напряжения. И к этим точками подключить ЛАТР. Однако, если оборудование работает хорошо и без автотрансфрматора, - то нет нужны его и устанавливать.
В качестве основы для трансформатора был использован двигатель АО2 с обмотками включенными «звездой». Его мощность 4 кВт. Мощность нагрузки должна быть не более 80% от мощности двигателя, используемого как трансформатор, преобразующий однофазное напряжение в трехфазное.
В схеме есть выключатель S1 и кнопка без фиксации S2. Когда кнопка удерживается в нажатом положении подключен фазосдвига-ющий конденсатор.
Для запуска трансформатора нужно первым делом отключить все нагрузки, затем нажать кнопку S2 и удерживая её в нажатом состоянии включить выключатель S1. Далее, продолжая удерживать кнопку нажатой, подождать пока двигатель разгонится, а затем кнопку отпустить. После этого можно подключать нагрузку.
В качестве основы для такого трансформатора можно использовать и другой трехфазный двигатель Совсем не обязательно чтобы емкость конденсатора С1 была именно такой большой, как требует типовая схема включения двигателя в однофазную сеть. Здесь конденсатор служит для запуска на холостом ходу, и его емкость может быть меньше.
Опарышев Д.
Радиоконструктор 02-2006, с.33.
Содержание | © Каталог радиолюбительских схем
Все права защищены. Радиолюбительская страница.
Пишите нам. E-mail: irls@yandex.ru или irlks@mail.ru.
|
Я радиолюбитель |