Содержание

Каталог радиолюбительских схем

Я радиолюбитель

Ультразвуковой дальномер для автомобиля

Е.Л. Яковлев.

г. Ужгород, Украина.

Некоторые современные зарубежные автомобили имеют систему сигнализации отклонения от допустимых параметров парковки. Это не только очень престижно, но и повышает безопасность эксплуатации автомобиля. Особенно для не очень опытных водителей.

Настоящий дайджест является кратким описанием схемы [1]. Комплект ультразвукового дальномера состоит из передатчика с излучателем ультразвуковых колебаний, приемника отраженных от препятствий сигналов и индикатора. Контроль расстояния до препятствий определяется по принципу измерения времени между принятым приемником и излучаемым передатчиком сигналами. На этом же принципе работают все пассивные радиолокаторы.

Принципиальная схема устройства приведена на рис. 1.

park05-1.jpg
Рис.1

На микросхеме триггера Шмитта IC3-D выполнен генератор импульсов. Его частота подбирается при регулировке подстроечным сопротивлением Р2 в зависимости от величины емкости конденсатора С12 и параметров использованного в конструкции излучателя ультразвуковых колебаний. Рабочая частота излучателя в конструкции [1] находилась вблизи 40 кГц. Инвертор IC3-E использован для повышения стабильности работы задающего генератора, a IC3-F - для получения противофазного сигнала. Это необходимо для увеличения амплитуды переменного (импульсного) напряжения, подаваемого на излучатель при достаточно низком напряжении питания микросхем (9 В).

Ультразвуковой излучатель подключается к контактам колодки К2.

Сигнал ультразвукового приемника подается на контакты колодки К1. Натранзисторах Т1...Т4 выполнен импульсный усилитель сигналов. При наличии сигналов на его входе появляется переменный сигнал и на его выходе - на резисторе R11. Это приведет к блокировке счетчика микросхемы IC1 типа CD4017.

На микросхеме IC3-C выполнен генератор тактовых импульсов (временных интервалов). Его сигналы подаются на вход CLK (вывод 14). Сигналы с выхода D00 (вывод 3) управляют работой генератора на микросхеме IC3-D. Нулевой потенциал выхода D00 через диод D4 запрещает работу генератора, а единичный - разрешает.

Импульсы на входе CLK IC1 приводят к поочередному переключению светодиодов LD1...LD9. Так происходит до момента поступления на вход схемы сигналов приемника. С их поступлением дальнейшая работа счетчика-дешифратора IC1 прекращается. Он затормаживается. Соответственно, "затормаживается" и переключение светодиодов. Работа схемы возобновится через некоторое время после изменения состояния заряда конденсатора С7.

Схема питается от бортовой сети автомобиля через интегральный стабилизатор напряжения IC2 типа 7809.

При настройке собранной схемы подстроечным сопротивлением Р2 подбирается частота возбуждения ультразвукового излучателя вблизи 40 кГц, а сопротивлением Р1 задается размах рабочего диапазона допустимых расстояний от локатора автомобиля до препятствий. С увеличением частоты уменьшается относительная дальность, индицируемая отдельными светодиодами LD1...LD9.

В источнике [1] отмечается, что для автомобилей максимальное удаление до препятствий целесообразно выставить не более одного метра.

Литература

1. Parkovaci ultrazvukovy dalkomer// Amaterske RADIO. 2010. №11. S.21-22.

Радиолюбитель - 03/2011, с.39.

Источник материала

Примечание от Евгения Мерзликина.

Очень интересная схема парктроника из чешского радиолюбительского журнала, который выпускается издательсвом Amaro.

Перевод статьи на русскую комплектацию смотрите здесь

Описание там тоже немного другое.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Содержание

© Каталог радиолюбительских схем

Все права защищены. Радиолюбительская страница.
Перепечатка разрешается только с указанием ссылки на данный сайт.
Пишите нам. E-mail: irls@yandex.ru или irlks@mail.ru.
Я радиолюбитель